Сосредоточенность на учении и усвоение основ Богослужения организует душу и дает основу всему будущему служению студентов

Воротникова Н. П.:

— Первую задачу, которую я ставлю перед тем, как встретиться со студентами или учащимися — это, ради дела, переступив порог, забудь все свои немощи физические и душевные и полностью погрузись в ту атмосферу, которая тебя ожидает, хотя я сама иногда даже не знаю, что меня ожидает. А переступив порог, я тоже самое ищу — двойную связь, и если я оставляю все немощи ради того, чтобы совершилось сейчас событие, то я не заставляю и студентов, учащихся это сделать, но я поправляю их в ходе самого занятия, видя также их немощи или какие-то душевные, физические слабости.

Вторую задачу, которую ставлю перед тем, как начать обучение, — это дать минимум тех знаний, которые помогут потом учащимся войти в Богослужение. Притом я всегда вижу всех студентов в том плане, чтобы никто не ушел из моего внимания.

Вот когда я даю материал, помогающий войти в Богослужебный строй, то в это время я не ставлю своей целью, чтобы этот материал стал основополагающим. Я его беру как средство для того, чтобы студент мог войти в Богослужение.

Я ставлю еще одну задачу, всегда напоминаю ее студентам, если они не освоят этот момент, то в дальнейшем это будет связано с их жизненным путем. Например, какое-то задание, которое я даю конкретно, а он не хочет это делать в данный момент — какие-то у него возникли трудности душевные или физические, то преодолевая это, он сейчас организует и дисциплинирует свою душу. Тем, что он трудится, а не сидит в своей немощи. Ведь «Всякое дело за себя стоит».1

Я тут же начинаю разбирать подетально как это происходит, тут же иллюстрировать во время занятий, акцентирую, что главное не то, что я сейчас требую, например, освоить какой-то грамматический момент. В жизни этот грамматический момент ему может и не пригодиться никогда. Но, выйдя за пределы этого класса, в жизни он сумеет преодолеть какую-то жизненную трудность, отсекая от себя эгоистичные свои навыки. Преодолевая что то, он себя организует, дисциплинирует и готовит к встрече с будущими трудностями.

Прот. А. Гармаев:

— Т. е. если он преодолевает себя?

Воротникова Н. П.:

— Да, преодолевает на данный конкретный момент какую-то трудность самого занятия. И когда это доносишь студенту, то они здраво все воспринимают и понимают, что я от них не буду требовать постоянно этих учебных заданий, которые я даю на данный момент, что это не моя основная цель, а это средство для преодоления каких-то душевных их затруднений.

Хочу сейчас проиллюстрировать один момент. Люба Богословская опоздала на два занятия и пришлось ей входить в то, что мы уже освоили. И когда она задание получала, я обратила внимание на то, что конкретно, потому что вообще предмет требует конкретики. И если эта конкретика не услышана студентом, то дальше ему просто трудно будет продвигаться. Любе Богословской даю конкретное задание, причем, минимальное и простое — определить графику в слове и надстрочный знак — там, в церковнославянском языке есть такие моменты. Она все делает, кроме этого. Я снова возвращаю ее к этому же заданию, — она второй раз делает совершенно другое. Опять трансформирует мое задание совсем по-другому, значит, она меня совершенно, можно сказать, не слышит. Просто она уже привыкла так, — не слыша другого человека, выполнять то, что ей нравится.

Трижды или четырежды я повторила, потом попросила ее записать это задание на листочке, чтобы память активизировать, просто я уточняю причины, почему она забывает задания. Что происходит вокруг задания, — все проверяю. Когда попросила записать на листочек задание и первый и второй шаг совершить, уже записав задание на листочек, она даже этого не делает, опять откладывает и начинает в своем вариться. Тогда я обращаю ее внимание: «Люба, а представляешь, ты ведь в жизни точно также поступаешь, и отсюда у тебя все проблемы жизненные и трудности». Тут только она начинает понимать, что это действительно так. Я предлагаю: «Давай, сейчас к исполнительности приучимся, упражняясь в этом. Язык тебе может не пригодиться в жизни, но ты будешь упражняться в том, чтобы преодолеть в себе вот эти неправильные отношения к тому, что тебе говорят». Она это сразу уловила, и очень, медленно, но стала исправляться. Этот разговор произошел на последнем занятии.

Прот. А. Гармаев:

— Поразительно, что за две недели до этого она говорила мне совершенно то же самое. Пришла:

— Что же мне дальше делать? Меня все выгоняют, я не могу здесь быть. Наверное, мне надо уезжать.

— Люба, давай разберемся, что значит выгоняют? Это не кто-то выгоняет, это ты себя выгоняешь.

И когда мы стали с ней разбираться в этом, то я сказал, что она все время проявляет своенравие.

— Как это?

— А вот ты делаешь то, что тебе нравится, а то, что люди предлагают, просят или ждут от тебя — ты этого не делаешь.

Долгий был разговор. Она же в разговоре со мной все мои действия тут же отлагала и отвечала мне то, что ей нравилось отвечать. Но когда она это уловила через полтора часа, то с большим трудом с этим согласилась.

Видимо, выйдя за пределы, она все это скинула с себя и пошла опять, как она есть. И сразу у нее в этот же день возник целый ряд проблем в одном месте, в другом, в третьем. Где-то даже до слез дошло. Поразительно, насколько Господь милостиво печется о ней, что она попадает к тебе на занятие, и вы с ней проделываете ту же самую работу, причем с нуля. Она, получается, из моей работы с ней на твое занятие ничего не принесла.

Воротникова Н. П.:

— Когда я совершаю это действие, я не упускаю из виду тех, кто вокруг сидит, учащихся, — тут же озвучиваю, что сейчас с Любой происходит. У каждого из вас так может быть. Например, с Натальей Викторовной та же самая история, только немножко в своей интерпретации.

— Предмет очень хорошо показывает, как вы себя ведете в жизни. Вот как вы выполняете задание, точно также вы себя в жизни ведете. И мне нужно не то, чтобы вы знали хорошо теорию или грамматику, я не ставлю это главной целью. А сейчас я задачу ставлю, хотя им этого не говорю, образовать и воспитать их душу.

Вы все здесь разные, говорю, сидите, и это означает, что если Люба сейчас сидит в ступоре, то ей просто помочь нужно, помогите. Наталья Викторовна в этом сидит, значит и ей нужно помочь, подсказать, причем подсказать очень терпеливо, не раздражаясь. Потому что «Всяк свою правду скажет, а редкой, чтоб себя осудил».2 Потому что Бог так нас собирает, что люди обязательно открываются друг перед другом со всеми своими недостатками. Эти недостатки, конечно, исправимы, если мы будем помогать человеку. И я не ставлю задачу, когда планирую урок, пройти в этот урок объем такого-то материала.

Если я сталкиваюсь с трудными ситуациями, то отлагаю весь свой заданный план, пока не добьюсь результата с Любой, с Натальей Викторовной, с Сергеем Телятниковым. Для него было открытием, что предмет может его освободить от каких-то эгоистических наклонностей. Потому что любой предмет утесняет тебя, дает определенное конкретное задание, которое отсекает твои эгоистические наклонности. Тебя ставят в эти условия, эти утеснения, которые ты должен выполнить, нравится тебе это или не нравится. И для него это тоже было открытие.

Второй этап, который на уроке происходит по мере того, как я уже чувствую, что собранность произошла на определенном уровне, мы переходим к ветхозаветным текстам. А они проще, чем стихиры, там очень просто все излагается. Начинаю с первой книги Моисея. Отрывки текста, с которыми мы начинаем знакомиться, конкретно с каждым предложением, все вместе причем. Я говорю, что если сейчас один разбирает этот текст практически, значит, все помогайте ему в этом, поддерживайте. И он, опираясь на вашу поддержку и взаимопонимание, будет уверен в том, что если сейчас не сможет, то другой поможет в этом.

И здесь очень важный момент, что у каждого своя внутренняя реакция на то или другое задание. Один это быстро может делать, а другой в медленном темпе. Здесь, я говорю, не удручайтесь от того, что вы сейчас это делаете медленно, потому что это все связано с внутренней организацией души. Она стремится познать это не ради того, что ты будешь этим владеть, а ради того, что ты внутри уже будешь относиться ко всему миру, который устроен вокруг тебя правильно, правдиво, как будет устроена твоя душа после этого. А «Не в силе Бог, а в правде».3

Каждый раз я напоминаю, что язык может после училища им не пригодиться, но ваша внутренняя организация, дисциплина, воспитание, образование вашей души обязательно помогут вам в дальнейшей вашей жизни. И вот это происходит на примере ветхозаветных текстов. Они по одному справиться не могут никак. Вместе лучше получается всегда. Я заставляю просто трудиться их всех, не упускаю никого из вида. Чтобы кто-то зевал, кто-то спал, кто-то лежал, это вообще исключено. Я начинаю сразу разбираться, не задаю конкретный вопрос, прямой — почему ты лежишь? Окольными путями я его вывожу из этого состояния, чтобы он присутствовал на уроке. И он присутствует, для его же пользы. Первые уроки приходилось это делать чаще, а уже на последующих в этом необходимость постепенно отпадает.



1 И. Снегирев. Русские народные пословицы. М., 1848г., стр. 46.

2 И. Снегирев. Русские народные пословицы. М., 1848г., стр. 49.

3 В. И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1984г., стр. 22.