Молитва – это состояние души человека, взывающего к Богу

Воротникова Н. П.:

— Первое, на что я обращаю внимание — молитвы. Символический знак, который стоит над словом молитвы, называется титло. Все титлы стоят над словами сакрального содержания, и они обозначают всегда невидимый мир, т. е. если то, что соответствует нашему духовному состоянию, или невидимому миру. Мы до этого уже проходили, что, например, царь можно написать под титлом, и можно написать царь без титла — просто полностью это слово написать. Вот тот царь, слово-символ, написанное с титлом, обозначает Царя Небесного, а слово царь, которое написано без титла — это всегда царь земной. Так же, как дева. Есть дева, написанное под титлом, — это значит, Богородица, о Богородице речь идет, а есть дева, написанное просто полностью, значит, там речь идет просто о девушке. И очень много таких слов, которые что-то указывают. Причем эти сокращения были введены, чтобы человек не мог это воспринять, потому что верные христиане, православные, присутствовали при этом, как известно из истории Церкви. Эти молитвы, если их читали язычники, то они не понимали о чем речь идет, и что это вообще за слово. В данном случае это молитва, а есть еще дева, например, до сих пор на приходах вместо дева читают два, если вы слышали так. Т. е. человек не вводится в эту церковную жизнь.

Вот это первый вход и первые видимые знаки, о которых студенты должны знать. Молитвы — это и есть состояние души человека, которое обозначали молитвой, потому что мы знаем, что молитва — это когда человек обращается к Богу. Но это тоже чисто символически. Вот пока мы на этом остановимся. Пріими, святый Господи — тоже здесь отсутствует действующее лицо, а просто человек обращается к Господу.

Прот. А. Гармаев:

— Под словом молитва здесь не имеется в виду сами слова молитвословия, а имеется в виду мое обращение и отношение ко Христу.

Воротникова Н. П.:

— Мы пока про это не говорим сейчас. Это просто отношение. Это даже не обращение, а это общение с Богом. Здесь пока еще не определить, кто это конкретно, какое Лицо Святой троицы в данном случае к кому обращается. Дальше — пріими, святый Господи. Опять святый Господи стоит в сакральном значении — с титлами, которые направляют, как указатели, к Святому Господу. Потому что есть Господи, написанное без всякого сокращения, это как господин в церковнославянских текстах. А это конкретно обращение именно к Господу. Подаждь намъ оставленіе греховъ — опять нет подлежащего, т. е. нет действующего лица в этой стихире. А дальше идет уже прославление яко единъ еси, т. е. единственный, больше никто, кроме Тебя, это не может сделать и Явивший в мире Воскресение. Пока я прошу прочесть сейчас эти все стихиры, а потом уже найдем действующее лицо. От кого идет речь мы потом обсудим.

Дальше. Обыдите, людіе, сіwнъ. Вопрос первый — что такое Сион? И почему именно здесь, от той стихиры переключается внимание на Сион. Это продолжение той стихиры. То же самое — отсутствие действующего лица, опять — обыдите, людіе, а кто же говорит все-таки за эти слова? Кто действующее лицо? Что такое Сион?

Гладкова Любовь Герасимовна: Гора.

Воротникова Н. П.:

— Да, ветхозаветная гора. И почему вообще, обыдите, для чего обыдите? Обойти гору можно по кругу, как это происходит в нашем пространственном опыте. Круг, что это за символ?

Утарбаев Б.Б.:

— Символ вечности.

Воротникова Н. П.:

— Вечности, именно. Здесь применяется символ — круг. Вечность — тоже символ. А вот у Дионисия Ареопагита рассказывается, что слава Божия в центре, а ангелы по спирали кругом в славе будут. Он также символически описывает в данном случае обыдите, людіе, сіwнъ. А почему Сион?

Утарбаев Б. Б.:

— Есть два варианта. Первое — это то, что на Сионе Иерусалим стоит, а второе — это прообраз Церкви.