Собственное сокровенное разумение протоиерея А. Гармаева относительно греха, проклятия и смерти

Мне в связи с сегодняшним разговором хотелось бы некоторое наше собственное разумение высказать относительно греха, проклятия и смерти. После грехопадения трое уз наложилось на человека: грех, проклятие и смерть. И от всех трех избавляет нас Господь. Ну, про грех мы все очень хорошо знаем, про смерть тоже очевидно. Есть тайна смерти: все мы умираем. А вот про проклятие мало в Церкви сегодня говорится, и мы сами мало в этом смысле искали: что же это такое, в чем оно выражено в нас? Оно именно в том и выражается, что, пережив какое-то искажение в своем характере, человек в это искажение впадает на определенный период. И этот период, в котором он пребывает в искаженном состоянии, он не может быть никак изменен. В этом сила проклятия. Проклятие определяет этот период. Один человек в этой черте характера сидит десять лет, другой мается там двадцать лет. Третий — три года. И вот этот вот срок, в котором он пребывает в этой черте характера неизменяемо — это и есть проклятие.

Как же тогда Господь избавляет от проклятия и смерти?

Из смерти Он избавляет тем, что Он дает нам жизнь Собою. И насколько ты со Христом, настолько ты уже смерти не принадлежишь, хотя физически она природно и материально остается все равно при тебе, и ты все равно проходишь все законы старения, все законы оскудения своих разных жизненных сил и токов и в конечном итоге переживаешь реальную смерть.

Но пребывающий во Христе уже вне смерти пребывает, он все время в жизни. И поэтому, даже саму смерть переживает, как некоторый порог, через который надо перешагнуть и перейти из жизни земной в жизнь небесную, из временной в вечную. Более того, он даже жаждет этого перехода, он хочет, он ждет, он ищет. И он молит Господа ускорить это, потому что он уже готов, он уже этим живет, он уже не принадлежит смерти.

А с проклятием точно также получается. Если ты принадлежишь Господу, если Господь тебя приемлет, то ты можешь не сидеть в своей черте характера столько лет, сколько проклятие определило тебе. Но здесь есть одна большая сложность, потому что сила проклятия именно в том, что человек, преданный этому проклятию, не слышит того, что Господь может его оттуда вывести. И вот тогда получается то, о чем Надежда Павловна говорит, что надо оставить его, это его жизненный путь, это его пора. И пока это не изменится, пока он не пройдет этот период, то и нет смысла даже говорить и работать с ним, потому что все равно не услышит, не возьмет. Или возьмет чисто на содержательном уровне, а там, где он живет внутри этого проклятия, он все равно этого не услышит, потому что он внутри него находится. Тогда остается нам только лишь переждать.

Поразительно, но милость Божия как раз в том и заключается, что, с одной стороны, Господь милостиво снисходит к человеку, пребывающему в этом проклятии и не досаждает ему, хотя мы можем раздразить его, привести в гнев, в ярость. А Господь не досаждает и позволяет человеку пройти этот период. Но в это время Господь его несет на своих руках, несет всю его эту проклятую зловредность, проклятую обидчивость, проклятую глухоту, тупость, окаменелость, еще что-то. Много чего в сфере проклятия лежит в человеке, а Господь это несет. И тут уж «Проси Творца, чтоб не минул доброго конца».1

И если услышать, что Господь это несет, тогда пробивается некоторая брешь в проклятии, именно когда ты услышишь, что Господь несет тебя проклятого и вверженного в свою какую-то худость и в этой худости вообще не желающего никого слушать и слышать, а преданного своей худости.

Но вдруг ты услышишь, что Господь худость другого: твоей жены, твоего мужа, твоего ребенка несет. И ты тоже понеси, согласись с тем, что данная черта тебе очень досаждающая в твоем близком и ближнем, просто уже кажется тебе невозможной. А Господь ее несет. И если ты, как Господь, понесешь, тогда тебе перестанет эта худая черта близкого твоего быть невозможной. Оставь его при этой черте худой. И мимо этой черты общайся с ним и будь с ним.

Будь так же, как Господь, — Он же несет, и ты неси. И в этот момент, человек, оказывается, обретает связь с Господом. И, оказывается, пример Господень начинает тогда пробивать уже и твою брешь проклятия. Вот это один из моментов, где собственно начинается преодоление проклятия. И поэтому «возьми крест свой», — это как раз и означает, — начни преодолевать проклятие. Взяв крест свой и неся его, ты преодолеваешь проклятие. Преодолением этого проклятия будет тогда: «следуй уже за Мною», т. е. уже люби.

Спаси Господи за сегодняшний день. Мне думается, что сегодня еще раз мы с вами пережили второй праздник, именно праздник Церкви, праздник жизни души в Церкви, ну и благодарение нашим сестрам, которые нам этот праздник сегодня доставили.



1 И. Снегирев. Русские народные пословицы. М., 1848г., стр. 344.