Самоанализ урока – крупицы опыта для развития

На этом же листочке, на котором была заготовка темы, название, литература, время и раскладка, как провести урок, ход урока, дальше я пишу анализ урока. Конечно, это анализ субъективный, может быть, просто я чувствую, что нет там рядом еще преподавателя. Это не открытый урок, чтобы вместе обсудить. Но в любом случае анализ урока я коротко записываю. Как отвечали на такой-то вопрос: легко или быстро? Чутким сердцем ли ответили? Вот что-то такое, сердечное настроение урока. Эту молитвенность урока я обязательно фиксирую в записях и вижу там свои недостатки. Записываю, как я их вижу в ходе урока, и это помогает мне. Как известно «Не испортив дела, мастером не будешь».1

Эти вот крупицы собираются потом в педагогическую папку, и когда идет повторение урока на следующем курсе, я это достаю и смотрю. Ну, конечно, единственное, что я не до конца вижу свой недостаток, не до конца дорабатываю этот анализ. Просто хранятся листочки, и памятью сердца я их держу. Очень многое держится из таких моментов, конечно, чтобы со следующей группой этого избежать. А для того, чтобы наоборот, это усугубить, вот такие моменты, конечно, я отмечаю и собираю.

Например, в одном из классов на углубление содержания был задан вопрос, который был на самом деле накануне задан бабушками в церкви на занятии. Две бабушки поспорили между собой и обратились к преподавателю, как к третьему лицу, который может их рассудить. И я студентам говорю, что и к вам тоже так могут подойти.

Что они спрашивают? Одна говорит, что Церковь никогда не подчинялась государству, а вторая уверяет, что подчинялась. Где правда? Ну как их примирить, и кто из них прав? А на другой год я увидела, что это лучше, когда много студентов в группе, — тогда мы парами этот вопрос рассматривали, а потом на группе обсуждали. И вот на слова студентов уже обращала внимание, даже не на самый правильный ответ, к которому мы пришли, а на сами действия, как преподавателей, так и студентов.



1 В. И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1984г., стр. 382.