Организация начала урока: литература, папка преподавателя

Когда начинается урок, то, как правило, этот момент обязательно проводится в начале урока, что очень собирает учащихся. После молитвы все садятся за стол, записывают дату, тему, номер темы в плане и необходимую литературу, страницы ее. Оставляется затем место для того, чтобы в конце урока записать домашнее задание или задания для самостоятельной работы.

После этого начинается урок. Обычно я готовлю заранее необходимую литературу из библиотеки. Если ее мало, то делаются ксерокопии. Вот педагогическая папка, которая есть на каждый предмет, она содержит все необходимые материалы. К каждому уроку они достаются, папка пополняется, обновляется, и каждый учащийся имеет в своем распоряжении необходимое содержание.

Как проходит урок дальше — это зависит от многого: можно читать вслух, по очереди. Я при этом тоже участвую в чтении. Обратить внимание, — говорю, — вот на это содержание, посмотрите на этой строке и так далее. При прочтении содержания у нас выделены необходимые 10–12 страниц на это чтение. Преподаватель, в этом случае, как сопровождающий.

После того, как содержание прочитано, начинается его усвоение, и тогда начинаются вопросы, вопросно-ответная часть. Сразу обычно спрашиваю: «Что непонятно было в прочитанном?». И мы про это непонятное в круге либо в свободном общении говорим.

Говорим, что именно непонятно, как правило. Потому что не понятно — это значит, прочитанное непонятно, а не ясно — это что-то из опыта. В более старших классах такой вопрос задается. Дальше широко очень пользуюсь я теми методическими разработками и вопросами, которые у нас включены в папку преподавателя, имеются они и у студентов. Мы знаем, какие студентам необходимо освоить навыки, умения в каждом классе, и вот это читаем. Я, как сопровождающий, обращаю внимание студентов на эти моменты.

Например, с первых же занятий они различают лично значимое содержание, чтобы могли различать и существенное содержание. И это не просто, а в жизни как-то подается удивительным образом. Когда, например, студент, говоря о прочитанном содержании, очень живо и жизненно начинает говорить даже сверх этого содержания, тогда внимание обращаем на то, что он говорит это жизненно значимое лично для него. Так студенты начинают различать, усваивая содержание, и одновременно через вопросы, подаваемые им на осмысление, рассуждение, идут в глубину усвоения содержания. Я пользуюсь вопросами, конечно, нашего училища.