Тематика и структура курса литургики
- Details
- Published on Thursday, 20 February 2014 14:55
Темы курса получились такие. Первая тема — «Что есть литургика, литургия, цель богослужения», вторая — «Символика и ее значение в церковном видении мира». Третья тема — «Богослужебные круги в Церкви: суточный, недельный, дневной». Далее более подробные разделы: «Годовой круг — от новолетия до Рождества Христова», «Годовой круг — от Рождества Христова до Вознесения», «Годовой круг — от Пятидесятницы до Успения. Тема седьмая: «Истоки нашего богослужения». Восьмая: «Условия совершения богослужения». Девятая: «Суточный круг вечернего богослужения». Затем подробное раскрытие суточного круга — это тема «Суточный круг — вечернее богослужение, 9-й час», потом «Суточный круг — вечернее богослужение — вечерня», и третья часть вечерней части богослужения — «Малое повечерие и великое повечерие». Дальше идет «Утреннее богослужение — полунощница», затем «Утреня» и последняя тема — это «Первый час».
Таким образом, мы подходим постепенно к литургии — центральному богослужению суточного круга в жизни Церкви. Более подробному вникновению в ее строй, ее догматическому и спасительному значению посвящена вторая часть курса литургики у студентов старших классов — это 4-й и 5-й класс. Ее темы были разработаны, главным образом, по труду протоиерея Александра Шмемана «Евхаристия, Таинство Царства» и митрополита Вениамина Федченкова «О богослужении Православной Церкви» а также тех книг, которые использовались в первой части. Два урока посвящено повторению тем первой части курса, изучавшихся два года назад. Далее тема «Литургия как таинство собрания», за ней — «Литургия как таинство Царства», четвертая тема — «Литургия как таинство входа», затем «Молитвенная жизнь христиан, собравшихся на литургии», далее — «3-й и 6-й часы и проскомидия как подготовка и начало литургии». Седьмая тема — «Литургия оглашенных» и восьмая — «Литургия верных». Пока только восемь тем намечены. Они такие емкие, глубокие, поэтому больше пока не получается.
После второй части курса — контрольный этап. Проводится экзамен, в содержание которого входят основные темы первой и второй частей курса — 14 билетов. А после первой части курса обычно проводится итоговая работа для второго класса. Для нее давалось, например, такое задание: составить духовно-нравственную беседу для урока, подготавливающую к празднованию одного на выбор праздников: Рождество Богородицы, Крещение Господне, Введение во храм Богородицы, Воздвижение Креста. Для детей новоначальных, младших возрастов: 5 — 7 лет, 7 — 10 лет, 11 — 14 лет.
Требования к беседе или к уроку. Первое: в беседе должно быть использовано содержание как минимум половины изученных тем. Второе: содержание должно быть объяснено, и по беседе видно, почему она составлена именно для этого возраста детей. Это был единичный опыт в этом году в классе, где были Петр Грязнов, Андрей Большаков, Анна Алексеевна — задание это я дал, но результатов так и не дождался — не могу сейчас вспомнить, почему они не до конца написали.