Структура уроков
- Details
- Published on Thursday, 20 February 2014 14:41
Общее преподавание курса было таким: две трети времени урока занимает раскрытие лекционным способом существенного содержания данной темы по предварительно составленному мною конспекту. Студенты обязательно в своих тетрадях фиксировали основные положения данной темы. В основном, это происходило под мою диктовку. Это для того, чтобы в итоге у них тоже остался конспект цельного курса, которым можно было в любой момент воспользоваться и в подготовке нравственных уроков, проектировании праздника, работе на поселении, ведь я сам встретился с тем, что если этого нет под рукой, то бывает трудно.
По ходу изложения материала темы возникали уточняющие вопросы, тогда нужно было останавливаться и на них отвечать, разрешать. Так после двух-трех уроков со вторым классом в этом году (второй класс сейчас — это уже третий) практика показала, что предложенный мною объем изучаемого материала не усваивается большинством студентов в заданном темпе. Пришлось по ходу дела перестраиваться, повторять пройденное, более медленно идти в изучении нового, давать задание на первичное закрепление изучаемого. Т. е. оказалось, что темп, принятый в семинарии, конечно, не по силам нашим студентам, пришлось двигаться не так быстро, и какие-то моменты повторять и уточнять.
Почти всегда урок начинался с краткой самостоятельной письменной работы по повторению пройденного материала на 7 — 10 минут. Известно, что «Повторение — мать учения»1 и практика — критерий истины. Тут давался вопрос по основному содержанию прошлой темы, иногда вопрос на уразумение в жизни данного содержания. Работы сдавались на проверку и оценивались по полноте, глубине изложенного и степени уразумения. На дом, как задание, предлагалось расширить и углубить узнанное и освоенное на уроке через чтение литературы по данной теме, т. е. нового не давалось, а просто дополнительная литература. Здесь основой была «Педагогика» протоиерея Евгения Шестуна. В конце урока старался подводить итоги пройденного в связи с прошлыми темами и направленностью в будущее, чтобы складывалась цельная картина курса. Предлагалось ученикам сделать для себя краткие выводы по освоенному материалу. Также иногда задавал вопросы из жизни по ходу урока, чтобы углубить понимание предмета.