История педагогики - основа педагогической подготовки
- Details
- Published on Sunday, 17 November 2013 14:16
В основе уроков — задания на уразумение освоенного материала, разумения себя, своей жизни и служения. Для работы дома предлагались дополнительные источники, литература, более подробно освещающие данную тему.
В начале урока обычно идет закрепление пройденного через самостоятельную письменную работу с вопросами на углубление, она оценивается, оценки ставятся в журнал.
Если подробнее, то предмет «История педагогики» предложен был мною на педсовете для преподавания студентам младших курсов по причине больших пробелов в их знаниях в области основ педагогики и поэтому, слабой тактической базы для подготовки и исполнения летней практики на детском поселении.
Темы и их последовательность я сам не разрабатывал, а просто взял то, что составляло мою подготовку к семинарии. Это, в основном, книга протоиерея Евгения Шестуна «Православная педагогика», историю педагогики от Ветхого Завета до наших дней, краткий сборник учений, мыслей различных авторов и святых. У меня был краткий конспект содержания 20 тем, это те 20 билетов, которые были у нас в семинарии. Я их сам конспектировал, когда готовился, начиная с ветхозаветного учения о воспитании, далее к началу христианства и христоцентричной педагогики, как это раскрывали мужи апостольские и их восприемники. А также исторический обзор из биографии, жизни и главных наработок и практики православных святых-педагогов.
Последние три темы курса посвящались возрастной периодизации, краткой характеристике периодов жизни человека от рождения до юношества (18 лет). Здесь раскрываются этапы психологического развития, в основном по Выготскому, и периоды становления духовной деятельности по Святым Отцам, в основном, по святителю Феофану Затворнику.
Назову основные темы курса «История педагогики» в их последовательности. Первая — «Педагогика как наука, определение православной педагогики, отличие ее от секуляризированной». Вторая — «Ветхозаветное учение о воспитании, особенности обучения и воспитания в еврейском народе». Третья — «Рождение христианства и Христос, как глава педагогики. Слово Христа о браке, к родителям, слово к детям». Четвертая тема — «Раскрытие тайны человеческой личности в тайне Святой Троицы, человека как образа Божия». Пятая — «Мужи апостольские и их преемники о воспитании» — это учение 12 апостолов, пастыря Ерма, послания апостола Варнавы, послания Климента Римского, святого Иринея Лионского. Шестая — «Учение о воспитании Отцов Церкви III века», тут два направления педагогики: восточная — Александрийская и западная — Карфагенская, основанная на идеях Киприана Карфагенского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Григория Богослова, Василия Великого. Седьмая тема — «Учение о воспитании Отцов IV века» — это святой Василий Великий, Григорий Богослов, святитель Иоанн Златоуст, их слова, наставления как педагогов и пастырей. Восьмая тема — «Педагогические воззрения, опыт жизни святителя Филарета Дроздова», затем святителя Феофана Затворника, потом праведного Иоанна Кронштадтского и «Дидактика» архиепископа Фаддея Успенского.