Характер урока по литургике

Какой характер имеет урок по литургике? Он имеет форму лекции-собеседования с различными заданиями на усвоение и углубление изученного материала, обогащение его связью с жизнью и опытом учащихся. Почти всегда в начале урока дается письменная самостоятельная работа по предыдущей теме с новыми вопросами на углубление материалов, принятых в мировоззрение. Иногда они строятся как изложение, т. е. учащиеся пишут самостоятельную работу в течение 70 минут, потом каждый читает вслух, что написал, и друг у друга смотрят, кто что опустил, потом дополняют и записывают эти дополнения себе в тетради, чтобы происходило запоминание и углубление.

Во втором классе несколько уроков, может быть, даже большая их часть была посвящена работе совместного прорабатывания содержания суточного круга богослужения, постепенного заполнения предложенной таблицы из трех колонок. В первой колонке — название службы, например, 9-й час, и ее ход: кратко слова молитв, слова псалмов, которые раскрывают их суть. Во второй колонке мы искали в репринтном издании Афонского монастыря смысл и символическое значение данной части службы. И в третьей колонке — уже личная работа, что это открывает для нашей церковной жизни, наш отклик. Работа по третьей колонке часто давалась на дом при проработке литературы по данной теме. Например, по девятому часу я такую заполнил таблицу. Девятый час соответствует трем часам пополудни нашего времени — время, когда Господь умер на кресте. Это время, когда совершилось главное в деле нашего искупления. В первой половине часа — псалом 83, потом 84, потом 85. Мы писали основное содержание 85 псалма. «Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня; ибо я беден и нищ… Возвесели дyшу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу дyшу мою… Нет между богами, как Ты, Гоcподи, и нет дел, как Твои… Ибо велика милоcть Твоя ко мне; Ты избавил дyшу мою от ада преисподнего…» Во второй колонке — символическое значение. Это моление об усвоении нам силы крестной смерти Сына Божия, о спасении нас, на него уповающих, указание на сошествие Спасителя во ад и оттуда восшествие к Отцу Небесному. Что это открывает для нас? То, что очень спасительно и необходимо называть христианину, стоящему перед Крестом своего Спасителя.

В конце каждого урока всегда подводили итоги и делали выводы. Итоги — это что обрел сейчас каждый из содержания для себя, и выводы — как теперь это может повлиять на мою церковную жизнь. Например, такой был вопрос: «Какое значимое содержание и почему я для себя услышал и взял на этом уроке» — вот один ресурсный круг. Это в основном то, что касается исполнения цели курса, — разумное проникновение с сердечным расположением в устроение православного богослужения, чтобы студенты услышали цельность Богослужения в его кругах, как годовом, недельном, так и седмичном, и услышали всю красоту и цельность через проникновение в существенное содержание каждой части, а потом шли и к символике, символической части, понимая, что символ — это наша связь, наша иконичность жизни.

И, конечно, задача-максимум — это литургичность жизни, чтобы складывалось, по возможности, общение с горним миром, который они услышали и к которому прикоснулись. Как раз замысел курса предполагает, чтобы такими действиями на уроках помочь им осуществлять слышание иконичности в своей жизни и литургичности, т. е. общения с горним миром. Так я и пытался курс составить, так разрабатывал. Этому помогает труд над хранением духа ревности по Богу, по Феофану Затворнику. И важно, чтобы уже на уроке такой труд начинался, потом я пытался устроить, чтобы это на службе происходило и в повседневной жизни.

Хранение духа ревности по Богу состоит из трех действий: это внутрьсобирание, прозрение горнего мира и повторение в чувствах решимости так жить. Что мы, например, для этого делали? Когда рассматривали действие внутрьсобирания, то я приводил еще раз поучения Феофана Затворника, что есть хранение духа ревности и конкретно, что такое внутрьсобирание. Оно состоит из трех деланий: внимания, бодренности и трезвения, каждое из которых состоит из двух сочетающихся действий в душе и в теле, Например, внимание — это собирание ума, сердца, а в теле — своих очей долу, хранение своих чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания. Т. е. первое действие внутрьсобирания состоит из двух сочетающихся деланий в душе и в теле. В душе — это отсечение помыслов, а в теле — это хранение своих чувств: зрения, обоняния, осязания.

Далее, бодренность — это отсечение в душе своих разных пожеланий того, этого. А в теле, пишет Феофан Затворник, надо изгонять расслабленность, чтобы держать его в напряжении без ослабы.

Трезвенность состоит в отсекании различных прилепленностей сердца к чему-то — это в душе, а в теле — это отсечение угождения, покоя, угоды плоти. И мы составляли такую таблицу: что мешает внутрьсобиранию, как, в чем это проявляется, что в душе мешает, что в теле. И они смотрели, когда стояли на службе: что им мешает, должны были это запомнить. В повседневной жизни надо было заполнить эту таблицу после вечерней службы до литургии, и потом после литургии и сравнить, что изменилось, есть ли плоды труда. Ибо «От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его». (Притч. 12:14)

Дальше идет зрение горнего мира. Сначала раскрывалось, что такое зрение иного мира — это когда ты в сознании и чувстве содержишь настроение духовного мира. В первую очередь это такие предметы духовного мира, как вседержительство Божие, Его всезрительство, домостроительство спасения, смерть и суд, рай и ад. Это такое задание, приводящее замысел к исполнению курса, чтобы не просто были знания, а проявлялось реальное отношение с горним миром, понимание его символики, даже общение, как на богослужении, так и в обычной жизни.

Прот. А. Гармаев: Это в рамках какой-то темы определенной или на каждом уроке какое-то время?

Иванов Р. Н.: Может, не на каждом уроке, но на некоторых. Это не в рамках темы, а чтобы рассредоточить это в течение всего курса на то, чтобы у студентов происходил труд над хранением духа ревности. Я пытался это сделать. Например, такое задание относительно зрения горнего мира — выбрать предмет вещественного мира и собрать духовное сокровище — по Тихону Задонскому, чтобы потом поделиться, например, на уроке. Или такое задание: как я знаю свое внутреннее отношение как на богослужении, так и в повседневной жизни к вседержительству Божию, всезрительству Божию, домостроительству спасения, к смерти и суду, к раю и аду, т. е. разумение. Или, например, к предметам духовного мира: найти живые, личные для себя слова и цитаты из Священного Писания, отцов Церкви, пословиц, вспомнить, описать на конкретике опыт жизни этими цитатами, словами оживлять эти предметы, чтобы через это происходила связь с горним миром.

Я это пытался применять только со старшими классами — с пятым. Несколько раз такое серьезное действие переходило в разряд новой какой-то работы. Тема литургики занимала много времени и усилий, а тут еще не совсем получалось сгармонизировать время и пространство жизни… Хотелось, конечно, чтобы и темы они освоили, но времени не хватало, и эта работа несколько раз повторялась.

Прот. А. Гармаев: Что-то по результатам можно подробно сказать?

Иванов Р. Н.: По результатам, я помню, у них был такой труд: что вам мешает на службе, в душе и в теле быть во внутрьсобирании? Вот наблюдать такое несколько уроков, несколько занятий, между занятиями — не пришлось. Помню, делились, что помогало быть более собранным и расположенным к Богу на богослужении.

Прот. А. Гармаев: Похоже, что именно с этим, видимо, связан какой-то неожиданный такой период исповеди у Кати и Анны, относительно богослужения. Помню, немножко меня удивившая и в то же время порадовавшая, ревность к богослужению. Возможно, что это связано с этим курсом, я не соотносил по времени, но помню, такой момент был в их жизни.

Иванов Р. Н.: Не знаю, но это мало применялось, потому и не удалось полностью, потому что все эти задания, которые спланировал, не полностью в теме были. И где-то моей решимости, не хватало, чтобы этим заниматься. Начальная ревность была, а потом как-то угасла. Как замысел это есть, и польза от этого слышится. У меня все.

Прот. А. Гармаев: Мы сейчас тогда идем по нашему порядку. Первая часть — это наши вопросы, потом наши отнесения и третья часть — какая польза для своего преподавания извлечена из сегодняшнего известия. Пожалуйста, какие вопросы есть к Родиону Николаевичу?